В 2022 году электромобили уже не считаются такой «экзотикой» и всё чаще встречаются на дорогах нашей страны. Автолюбители находят им применения не только в частных нуждах, но и в службах такси, доставках, каршеринге, открывают новые автопарки с электромобилями и зарабатывают экономя. Представители «Маланка» узнали у Максима Роины, основателя и владельца электромобильного таксопарка, все подробности такого бизнеса и готовы поделиться полученной информацией.
— Расскажите о себе, сколько этим занимаетесь, работали ли ранее с ДВС, почему решили создать автопарк именно с электромобилями?
— Сервис работает с октября 2021 года. В автопарке на данный момент 10 электрокаров, до этого не работали с ДВС. Решение о создании автопарка с электромобилями приняли основываясь на опыте работы других знакомых автопарков. Мы проводили подсчёт затрат при работе на ДВС и электромобиле, даже в самом худшем раскладе экономия была в 1.7 раз, плюс поддержка со стороны государства: изменения в ПДД, льготы при ввозе и покупке электромобилей, приятные цены на услуги зарядки в городе. Выбор был очевиден.
— Большая ли разница в стоимости покупки электромобиля в сравнении с автомобилем оснащённым ДВС?
— В данный момент электрокары формально стоят дороже чем автомобили ДВС одного класса, но если рассматривать покупку с точки зрения окупаемости, то даже с учётом большей цены, электромобиль окупается значительно быстрее. Не могу сравнить с другими направлениями, например, каршеринг и доставка, но думаю там ситуация схожая.
— Как водители отзываются о работе в такси на электромобиле, есть ли чёткое виденье, что лучше, автомобиль с ДВС или электромобили?
— Водители в восторге от электромобилей. БатареиTesla идеально хватает на смену, по окончанию смены водитель готовит электромобиль к сдаче, моет и ставит на зарядку, через 30-60 минут электромобиль готов к следующей смене. В условиях Минска это означает, что водителю даже не придется прибегать к зарядке в течение дня. А если и придется, то хватит всего пяти минут, чтобы зарядить электромобиль энергией, которой хватит еще на 50 км. Но в зимнее время этого запаса хода не хватает на активную смену, так как он меньше, чем в летний период, приходится брать паузу/перерыв на маршруте (20-30 минут, чтобы электромобиль дозарядился). Водители на ДВС тратят это же время, чтобы прогреть автомобиль, электромобиль прогревается за 2-3 минуты. Так же «Тесла» оборудована многими функциями, которые значительно облегчают водителю рабочий процесс. Определённо электромобиль лучше, удобнее и выгоднее автомобиля с ДВС.
— Стоимость обслуживания электромобиля и автомобиля с ДВС в год.
— Всё зависит от пробега и состояния авто. Электрокары, как таковые, в обслуживании особо не нуждаются. Каждые 60 000 км пробега электрокары требуют замену масла в редукторе. В 2 раза реже, каждые 30 000-40 000 км, проходят ТО в сравнении с автомобилем на ДВС.
Так же были серьёзные опасения касаемо батареи, использование электромобиля в качестве такси основываются на запасе хода, скорости зарядки и сроке службы батареи. Согласно исследованиям, батареи Tesla теряют примерно 1% емкости в год или каждые 50 000 км пробега. В таком случае за пять лет использования электромобиля как такси, аккумулятор потеряет 10%-емкости и сможет проехать на одном заряде, скажем, не 300, а 270 км. Критично ли это? Возможно, через 5 лет это будет чувствоваться и водителям придётся делать дополнительную дозарядку на 10-15 минут в течении рабочего дня. Но на данный момент, с каким бы автомобилем мы не сравнивали затраты, нет такого, который хоть немного приблизился бы к электромобилю, даже при условии полной замены батареи через пять лет, которая стоит почти как половина электромобиля.
— Есть ли разница для водителей такси при работе на электромобиле, выгода для водителя?
— При долгосрочном использовании электромобили обходятся дешевле аналогов на бензине или дизеле. Например, на заправку бензинового автомобиля вы потратите примерно 20 000 рублей, это при условии, что вы проезжаете за год 100 000 километров при расходе 8 л/100 км. Для того чтобы проехать 100 000 км на электромобиле, вы потратите всего 7 500 рублей (при тарифе на быструю зарядку — 45 копеек), при расходе энергии 1 кВт ч на 6 км. Экономия в 2,5 раза. А вы только представьте, что будет с разницей при расходе в 12 литров! По техническому обслуживанию автомобилей на ДВС, точной информации нет, но по примерным расчётам, экономия сохраняется в 2-3 раза в сравнении с электромобилем (сравнили с личным автомобилем сотрудника). На ТО рабочего электромобиля потрачено в районе 1 000 рублей.
Даже несмотря на более высокую стоимость электромобиля в сравнении с обычным, эти затраты окупаются через несколько лет эксплуатации.
— Как реагируют клиенты такси на электромобили, прибавляется ли сторонников именно этого тарифа, динамика перехода на этот тариф?
— Пассажирам всем интересно, очень много вопросов про электрокары: как и где заряжать, время зарядки, стоимость зарядки и спрашивают на сколько хватает полной зарядки. Населению действительно интересна эта тема, но из-за того, что это до сих пор что-то новое и необычное, многие боятся ошибиться и потерять и не готовы рассматривать экономию в перспективе, им привычнее сэкономить в момент покупки и выбрать автомобиль на бензине или дизеле, чем вложиться и получить выгоду через год, такой менталитет и с этим очень сложно бороться.
— Есть ли спрос на данный тариф при работе в такси, хватает ли заказов, отношение спроса к предложениям, есть ли ажиотаж на электромобили?
— Спрос очень большой, сейчас открывается большое количество автопарков с электромобилями, за последние полгода их количество увеличилось, как минимум, вдвое. Так как все производители авто уже переходят на массовое производство электрокаров, нет сомнений в увеличении электромобилей на наших дорогах. Все водители такси также все больше и больше интересуются электрокарами.
— Будете ли дальше развивать данное направление и есть ли планы по расширению своего автопарка электромобилями или лучше оставаться на обычных автомобилях с ДВС?
— Конечно, будем расширяться именно по направлению элетрокаров, так как транспорт экологичный, экономичный.